Крупные и стратегически важные инвесиционные проекты 2018 года
Для транспортного средства
АСУ Магистраль
Проект АСУ «Магистраль» - автоматизированная система управления объектами путевой инфраструктуры отрасли железнодорожного транспорта.
На протяжении нескольких лет АО «Транстелеком» занимался строительством автоматической системы управления «Магистраль». Уникальность проекта – в масштабах диагностики железнодорожных объектов, и в том, что ТТС применил подобного рода технологию впервые на постсоветском пространстве.
Проект направлен на создание технической и нормативной основы для обеспечения перехода от планового ремонта к обслуживанию объектов путевого хозяйства по фактическому состоянию.
В ходе его реализации внедрены современные измерительные комплексы, включая уникальную разработку по совмещению на базе одного вагона дефектоскопического и путеизмерительного оборудования для диагностики главных путей. При этом мониторинг состояния станционных, подъездных путей и вторичного контроля осуществляется с помощью ручных средств диагностики.
Для обеспечения высокоточного позиционирования к данным о дефектах и отклонениях присваиваются скорректированные координаты за счет развернутой реперной сети и построенной цифровой модели пути. Эти две технологии позволяют переходить от абсолютных географических данных к путейским координатам.
С помощью внедрения программно-аппаратного комплекса модернизирована путевая машина «Duomatic». Комплекс позволяет в автоматическом режиме проводить ремонтные работы по постановке пути в проектное положение. Преимущество метода – в возможности использования проектных данных до конца жизненного цикла железнодорожного пути без периодических корректировок.
Взаимодействие между описанными решениями осуществляется за счет лицензионного программного обеспечения «Техническое обслуживание и ремонт объектов» (ПО ТОРО). Оно позволяет автоматизировать процессы проведения обслуживания и ремонта, повысить оперативность и контроль за исполнением работ, включая мониторинг текущей ситуации и принятие необходимых управленческий решений на уровне руководства АО «НК «Қазақстан темір жолы».
На основе разработанной методики прогнозирования по мере набора статистических данных ПО ТОРО собираются прогнозные данные для планирования расходов. Внедрение, дальнейшее совершенствование и развитие системы позволяет значительно повысить оперативность и объективность данных диагностики железнодорожного пути, обеспечить уровень безопасности движения поездов и увеличить их скорость. Новые средства диагностики отличаются оперативностью, широким спектром показателей состояния путей и дают возможность перехода к их комплексной оценке.
По мере накопления данных методика позволяет анализировать изменение пути, прогнозировать его техническое состояние и переходить к планированию работ по ремонту в зависимости от его фактического состояния. Преимущества системы – в повышении качества и оперативности управления, в оптимизации бизнес-процессов, в уменьшении человеческого фактора и общем снижении затрат на содержание пути.
Проект способствует недопущению выполнения ремонта раньше или позже экономически целесообразного срока, увеличивает межремонтные сроки, сокращает затраты на капитальный ремонт. С его внедрением повысился уровень выявляемости дефектов, увеличилась скорость обработки данных, стала возможной интеграция результатов измерений в единую базу данных. Производительность труда повысилась на 30%.
АСУ «Энергодиспетчерская тяги»
Автоматизированная система управления «Энергодиспетчерская тяги» (АСУ ЭДТ) – это один из крупнейших проектов по энергосбережению на железных дорогах Казахстана. Его основная цель – снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу. Она осуществляется путем комплексной автоматизации бизнес-процессов в локомотивном хозяйстве за счет внедрения электронного маршрута машиниста.
Являясь единым интегратором по внедрению решений по автоматизации и телекоммуникациям для группы компаний АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», АО «Транстелеком» на принципах сервисной модели внедрил проект автоматизированной системы управления «Энергодиспетчерская тяги». На сегодняшний день практически вся локомотивная тяга страны оснащена высокоточным оборудованием измерения расхода дизельного топлива и потребления электроэнергии.
Также в рамках проекта было развернуто ядро центрального уровня системы энергоэффективного менеджмента, которому нет аналогов на постсоветском пространстве. Он основан на реализации уникальной бизнес-схемы дальнейшего сопровождения системы и обслуживания локомотивов на всем протяжении жизненного цикла проекта. Услуги предоставляются на основе SLA – соглашения об уровне качества.
Проект обеспечивает измерение технологических параметров топливной аппаратуры и дизель - генератора; достоверное и точное исчисление остатка и расхода дизельного топлива за определенные временные периоды; контроль и сравнение реального расхода дизельного топлива/электроэнергии с нормативными значениями при различных режимах работы тепловоза/электровоза; косвенную диагностику топливной аппаратуры тепловозов.
Созданная система позволяет сформировать электронный маршрут машиниста, опираясь на объём снимаемых датчиками параметров работы локомотива, информацию, вводимую с блока визуализации машиниста и с удалённых терминалов.
Система дает пользователю автоматизированный инструмент оценки уровня мастерства и дисциплины локомотивных бригад; анализа режимов и реальной загруженности каждого локомотива для принятия мер по их рациональному использованию на участках работы и маршрутах.
АСУ содержит три уровня: центральный сервер, локомотив и локомотивное депо. Первый уровень отвечает за накопление данных, обработку, подготовку отчетов, другой информации, необходимой для аналитической работы. К нему подключены пользователи системы – сотрудники депо и центрального аппарата.
На уровне локомотива устанавливается ряд приборов, таких как GPS-приемник; Tetra, GPRS - антенна, датчики по топливу; датчик температуры охлаждающей жидкости, масла в маслопроводе; датчик оборотов дизель генератора; модуль ввода аналоговых и дискретных сигналов. Здесь осуществляется сбор технических параметров и передача их на уровень центрального сервера.
Всего с уровня локомотива поступает информация по 25 параметрам с каждой секции тепловоза и по 19 параметрам с электровоза. Эти данные используются для формирования различных отчетов и для заполнения маршрута машиниста в автоматическом режиме.
Измерительное оборудование (датчики уровня, плотности и температуры) производства России либо аналогичное – производства Китая. Эти устройства имеют сертификаты о типе средства измерения и поверочные свидетельства уполномоченных органов в сфере метрологии.
Блок визуализации и идентификации производства ФРГ представляет собой монитор с набором кнопок управления, а также входом для установки носимого модуля памяти машиниста. Этот модуль является индивидуальным идентификатором машиниста, он используется как резервный канал для передачи данных о поездке на уровень центрального сервера.
Устройство сбора данных (бортовое оборудование для сбора, обработки и отправки данных) собирается в Казахстане из импортных комплектующих. Передача данных осуществляется посредством GSM связи (основной канал) и носимого модуля памяти (резервный).
При выходе АСУ «Энергодиспетчерская тяги» на проектную мощность АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» снизила уровень годового закупа дизельного топлива с 808 тысяч тонн (при годовом объеме перевозок 294 159 тыс. тонн) до 554 тысяч тонн (при годовом объеме перевозок 255 943 тыс. тонн). Эти цифры наглядно подтверждают эффективность внедренной системы энергосбережения.
Комплексная безопасность
Цифровой вокзал: информационный, безопасный
Проект «Цифровой вокзал», созданный для АО «НК «Қазақстан темір жолы», предполагает прогрессивное развитие цифровой экосистемы железнодорожных вокзалов. Повсеместное внедрение цифровых технологий на железнодорожных вокзалах обеспечит высокий уровень комфорта для пассажиров.
Они помогут правильно формировать информационный поток для обслуживания пассажиров, визуально отображать информацию на табло различного типа и назначения, указателях и стендах, часах и т.п., передавать звуковые сообщения в автоматическом режиме в различные зоны вокзала. Внедрение этих систем расширит информативность цифровых вокзалов, что, в свою очередь, повысит лояльность пассажиров.
В результате реализации проекта у клиентов появится доступ к современной информационно-коммуникационной инфраструктуре на железнодорожных вокзалах. Она улучшит качество услуг, позволит без ограничений пользоваться открытыми данными. Проект даст возможность обеспечить пассажиру комфорт в путешествии путем предоставления широкого и беспрепятственного доступа к услугам через цифровые технологии.
Проект обеспечит пассажиров доступом к Интернету, позволит им пользоваться интерактивным веб-порталом и мобильным приложением, получать онлайн оповещения о прибывающих поездах, видеть онлайн расписание поездов, наличие мест в поездах, просматривать карты железных дорог страны. Пассажирам также будут предоставлены услуги интеллектуальной видеоаналитики.
Современные пассажиры стали более требовательны к получению актуальной информации по расписанию, задержкам, наличию билетов. Они пользуются смартфонами, различными гаджетами, поэтому на данный момент их не в полной мере удовлетворяет система информирования пассажиров. На вокзалах слабо реализованы системы беспроводного доступа Wi-Fi, нет мобильных приложений, которые помогли бы упростить доступ к получению той или иной информации.
Качественная эксплуатация технологических систем затруднена из-за морально устаревшего оборудования, которое иногда выходит из строя и представляет собой незаконченную систему. Это не позволяет удовлетворить потребности пассажиров.
Реализация проекта «Цифровой вокзал» позволит качественно улучшить ситуацию. Он состоит из следующих компонентов: сервера железнодорожной станции, АРМ управления контентом, видеостены, информационного табло, системы бесшовного WiFi, веб-портала и системы мобильных приложений, стойки экстренной связи, стойки вызова помощи для людей с ограниченными возможностями, стойки с применением азбуки Брайля и шестого чувства. Проект нацелен на построение безопасной, надежной и конкурентоспособной информационно-коммуникационной инфраструктуры на вокзалах.
Интернет в поездах
В последние годы Интернет стал без всякого преувеличения одной из самых важных потребностей человека. Проект «Интернет в поездах» даст возможность пассажирам быть на связи в течение всего пути, использовать Интернет для развлечений, быть в курсе последних новостей. Заказчик проекта - АО «Пассажирские перевозки». Тариф услуги за состав - 2,5 млн тенге в месяц. Покрытие расходов будет осуществляться путем дополнительной оплаты услуги по желанию пассажира.
Для предоставления Интернета пассажирам в двигающемся на высокой скорости поезде используется широкополосный канал спутниковых систем связи с зоной покрытия на всей территории Казахстана. Пропускная способность канала не менее 3 Мбит/с на 1 состав.
На сегодняшний день оснащено 6 составов поездов «Talgo» по направлению Нур- Султан – Алматы. Также в вагонах-ресторанах и барах установлены телевизоры, оснащенные приставками, обеспечивающими трансляцию каналов спутникового телевидения.
Главная цель проекта – обеспечение поездов связью. Проект даст новый толчок развитию пассажирских перевозок и повлияет на удовлетворенность клиентов услугами железнодорожного транспорта.
Технология заключается в сложении спутникового сигнала и сигнала 3G/4G. Система позволит существенно нарастить скорость передачи данных для использования Интернета в поездах. Таким образом будет обеспечена бесперебойная и качественная связь на протяжении всего пути следования состава. Пассажиры смогут быть в курсе последних новостей, иметь доступ к социальным сетям, развлекательным сервисам, messenger, серфинг-интернету, пользоваться электронной почтой, видеосвязью.
Динамическое ценообразование
Динамическое ценообразование – система, максимизирующая суммарную и удельную выручку и прибыль. Она позволяет увеличить суммарный пассажиропоток и повысить эффективность использования подвижного состава путем интеллектуального управления тарифами по организации перевозки пассажиров по всем видам сообщений.
Переход железнодорожной отрасли на цифровые «рельсы» привнес немало нового. Сегодня каждый из нас может приобрести билеты, не выходя из дома, увидеть наличие мест, заказать грузоперевозки и т.д.
Специалисты компании «Транстелеком» внедряют в железнодорожную отрасль проекты, которые сделают пассажирские перевозки еще более комфортными.
Пилотный проект компании «Транстелеком» называется «Автоматизированная система управления тарифами АО «Пассажирские перевозки». Система позволит гибко управлять тарифами с учетом основных факторов, влияющих на стоимость билета. Это сезонность, конкурентный рынок (необходимость снижения цен в сравнении с другими перевозчиками, например, авиа и автоуслуги), погодные условия, потребность пассажиров. С помощью системы можно собрать и проанализировать информацию даже 5-летней давности.
В 2018 году в АО «Пассажирские перевозки» была внедрена гибкая система регулирования цен на все социально значимые маршруты внутри Казахстана. На постсоветском пространстве аналогов такого проекта пока нет.
Сегодня в пиковые периоды (праздничные дни, летние отпуска) возникает дополнительный дефицит в 200 вагонов на определенные маршруты. При наличии повышенного спроса на билеты предусматривается возможность увеличения мест, предлагаемых перевозчиком путем присоединения дополнительных вагонов к составу.
Система управления тарифами также позволяет пассажирам покупать билеты с более выгодными тарифами. Гибкая система регулирования цен вводится по программе динамического тарифного управления. При покупке билета за 45 дней пассажир может приобрести билеты на любые направления внутри страны со скидкой на 25%.
Внедрение проекта позволит увеличить суммарную и удельную выручку и прибыль, суммарный пассажиропоток, повысить эффективность использования подвижного состава путем интеллектуального управления тарифами по организации перевозок пассажиров по всем видам сообщений.
Проект предусматривает эмпирическое ценообразование, он помогает реагировать на нужды клиентов, осуществлять контроль деятельности конкурентов и корректировать коммерческие стратегии. В результате появляется возможность глобального подхода к управлению выручкой.
Преимущества системы управления доходностью в пассажирских перевозках позволяют организовать оперативный анализ пассажиропотоков, доходов, спроса и предложения, устанавливать уровни динамических тарифов на коммерческие и субсидируемые маршруты, формировать среднесрочные и краткосрочные прогнозы спроса на перевозки, доходов, оперативно изменять тарифы, осуществлять контроль и проводить анализ эффективности продаж.
Система позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами, расширить спектр услуг, обновить парк пассажирских вагонов. Анализ текущей ситуации с учетом исторических данных даст возможность выявлять пиковые периоды и периоды пониженного спроса, регулировать пассажиропотоки.
С момента внедрения проекта, начиная с 1 июля 2018 года прирост доходов за 6 месяцев в сравнении с аналогичным периодом 2017 года по коммерческим маршрутам перевозчика составил +16,6%, прирост пассажироборота – +4,2%. За пять месяцев текущего года прирост доходов в сравнении с аналогичным периодом 2018 года по коммерческим маршрутам перевозчика составил +11,1%, прирост пассажироборота – +13,3%.
«СУИБ»
Система управления информационной безопасностью (СУИБ).
АО «Транстелеком» – передовой провайдер услуг информационной безопасности (Managed Security Service Provider). В 2017 году в АО «Транстелеком» на основе лучших мировых практик был построен оперативный центр информационной безопасности (ОЦИБ).
В 2018 году была создана служба реагирования на инциденты информационной безопасности АО «Транстелеком» (TTC-CSIRT), вступившая в международную организацию в области реагирования на компьютерные инциденты – FIRST. Это позволило получить статус доверительного центра в мировом сообществе аналогичных служб в области информационной безопасности.
В данный момент FIRST объединяет свыше 400 служб реагирования на инциденты информационной безопасности, рассредоточенных по всему миру, включая службу TTC-CSIRT. Эта служба проводит анализ информации о событиях информационной безопасности в целях устранения причин и условий инцидентов информационной безопасности; вырабатывает рекомендации, направленные на противодействие угрозам информационной безопасности.
Дополнительно в 2018 году АО «Транстелеком» выиграл инновационный грант по проекту «Развитие оперативного центра промышленной кибербезопасности» в АО «Казахстанский институт развития индустрии». Цель проекта – развитие деятельности ситуационного центра SOC и службы реагирования на киберинциденты для промышленного сектора (CERT/CSIRT) путем внедрения инновационной отечественной технологии tLab.
Проект позволит выделить Общество на рынке в качестве оперативного центра информационной безопасности, что позволит:
-
Предоставить своим клиентам высокодоступный и качественный сервис защиты активов;
-
Выделиться среди конкурентов новой услугой;
-
Значительно увеличить выручку и прибыль компании, увеличив тем самым её стоимость;
-
Приобрести новых клиентов, которым далее возможно продавать другие услуги компании;
-
Положительно повлиять на экономическое развитие Республики Казахстан, благодаря повышению надёжности и безопасности критических информационных систем группы компаний АО «Самрук-Қазына».
Использование услуги внутри группы компаний «Самрук-Казына» повысит защищённость ключевых информационных активов и повысит стабильность работы ИТ, что приведёт к синергетическому эффекту и росту национального благосостояния Республики Казахстан.
Актуальность развития данного направления услуг является реализацией задач, отмеченных в нормативных правовых актах: Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827 «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан», Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 407 «Об утверждении Концепции кибербезопасности ("Киберщит Казахстана")», Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2017 года № 676 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции кибербезопасности ("Киберщит Казахстана") до 2022 года» и др.
В октябре 2018 года был заключен меморандум между Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Государственная техническая служба» Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и АО «Транстелеком» с целью установления взаимодействия и связей между сторонами для консолидации взаимных усилий, технических и человеческих ресурсов, развития сотрудничества в сфере информатизации в части реагирования на инциденты ИБ.
Также в ноябре 2018 года с целью установления долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в области информатизации и информационной безопасности для дальнейшего развития Национального центра промышленной кибербезопасности АО «Транстелеком» и Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан заключили меморандум о сотрудничестве.
Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения “Государственная техническая служба” Комитета национальной безопасности республики Казахстан
Министерство оборонной иаэрокосмической промышлености Республики Казахстан
Республиканского значения
SMART – проекты Smart city - Умный город
«Smart-city - Умный город» - это комплекс инновационных проектов, направленных на развитие и повышение уровня жизни населения с использованием информационных и коммуникационных технологий, решающих критически важные компоненты городских служб и инфраструктуры более действенными методами.
В рамках пилота, в одном из районов г. Астаны были внедрены следующие проекты:
«СКОЖ «безопасный город» – В результате внедрения комплексной безопасности жизни населения, зафиксировано значительное уменьшение количества нарушений, происшествий и порчи имущества.
«Smart-Уличное освещение». В результате внедрения системы интеллектуального освещения, зафиксирована экономия электроэнергии до 48% и экономия эксплуатационных расходов до 40%.
Также, данная технология была внедрена на территории международной выставки ЭКСПО-2017, для световых постов, количеством свыше 1000 единиц,
«Smart-Образование» – В результате внедрения системы развития образованности общества и повышения культуры взаимодействия родителей, учеников и работников сферы образования, зафиксирована экономия на 300 тыс. чел/часов в год, повысилась оперативность и эффективность мониторинга образования.
«Smart-Телеметрия» - В результате внедрения автоматизированной системы учета, произошло снижение стоимости услуг телеметрии за счет сокращения оборудования (ретрансляторов, базовых станций), программных обеспечений, обслуживающего персонала, затрат на связь.
«Smart-ЖКХ» – Внедрение интеллектуальных систем учета и мониторинга позволило на 80% снизить потери от аварийных ситуаций, утечек электроэнергии или тепловой энергии, либо их несанкционированного отбора.
Другие проекты
Проект «Последняя миля»
Схема магистральной сети АО «Транстелеком»
Проект «Последняя миля» предназначен для объединения всех структурных подразделений АО «НК «Қазақстан темір жолы» на станциях с включением в магистральную сеть передачи данных, направляемых после обработки в города Нур-Султан и Алматы.
В настоящее время по всей существующей сети связи АО «НК «Қазақстан темір жолы», а также оператора связи железной дороги АО «Транстелеком» проходит модернизация. Устанавливается цифровое оборудование IP/MPLS, которое применяется для подключения цифровых абонентов.
Построенная сеть объединяет разрозненные участки в единую территориально распределенную сеть и создает единое информационное пространство. Формирование сети «Последней мили» предусмотрено с использованием цифровых коммутаторов с интеграцией IP/MPLS и волоконно-оптических кабелей.
При подвесе на опоры либо между зданиями применяются самонесущие кабели, в канализации – бронированные, в грунте прокладываются в полиэтиленовой трубе 40 мм, в здании, с целью мер пожарной безопасности, – с применением гофрированной поливинилхлоридной трубы.
На существующих раздельных пунктах было выполнено проектирование сети и сетевой инфраструктуры; осуществлены строительство волоконно-оптической линии связи в грунте и подвесным способом; поставка, монтаж и настройка оборудования и источников бесперебойного питания. Структура «Последней мили» строится с образованием оптического кольца для резервирования точек подключения в случае повреждении ВОК на линии.
На данный момент магистральная цифровая сеть с использованием ВОЛС применяется практически на всех железных дорогах Казахстана. При этом существующая местная сеть (последняя миля) построена с использованием медных линий и аналоговых модемов, что в значительной степени ухудшает количественную и качественную обработку данных, а также не позволяет интегрировать местной сети с магистральной цифровой сетью.
С переключением «Последней мили» на ВОЛС решился вопрос с объединением разрозненных сегментов и систем информационной безопасности в одно целое. Это позволило увеличить доступность абонентов сети и, в свою очередь, обеспечило своевременный отклик операторов любого из сервисов АО «НК «Қазақстан темір жолы».
Применение универсальной IP среды позволяет передавать различные технологические потоки данных, используемых АО «НК «Қазақстан темір жолы», таких, как речевые и сигнальные каналы ТЧ, оперативно-технологическая связь.
В настоящее время магистральная ВОЛС АО «НК «Қазақстан темір жолы» и АО «Транстелеком» проложена на 800 км в отделениях Жамбыл, Шымкент, Кызылорда, Атырау, Мангистау, Оскемен, Семей, Костанай, Павлодар, Кокшетау, Алматы, Актобе, Уральск, Караганда. К ней подключено 1 057 абонентов.
ИТ - аутсорсинг
Одна из быстро развивающихся и перспективных отраслей ИТ - рынка. С развитием бизнеса и усилением конкуренции, бизнес все чаще отказывается от инвестиций в непрофильные направления. В том числе от самостоятельного построения и поддержания ИТ - инфраструктуры. Профессиональный ИТ - аутсорсинг позволяет оптимизировать капитальные и операционные затраты, бизнес - процессы, создает для компаний уникальные конкурентные преимущества, связанные с применением новейших подходов к развитию такой важной и во многом критичной для бизнеса части, как информационные технологии.
Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ)
Это комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку информации об энергетических потоках в электросетях. Задача АСКУЭ состоит в точном измерении количества потребленной или переданной энергии с учетом заданных параметров и тарифов, а также в автоматическом приведении технологических данных в удобную для анализа форму.
Задачей проекта является поддержание работоспособности системы и функционирование измерительно-вычислительного комплекса.
Сервисное обслуживание оказывается на 23 дистанциях электроснабжения АО «НК «ҚТЖ».
В работы сервисного обслуживания входят работы по каждой дистанции электроснабжения по каждой точке учета, начиная с устройств сбора/передачи данных (контроллеры, модемы, антенны и т.п.) и заканчивая передачей сообщений с центрального сервера базы данных АСКУЭ на FTP-сервер системного оператора KEGOC.